Ради избежания серьезных анахронизмов в игре администрация составила некую выжимку, которая должна помочь Вам при создании персонажа и игре.
Основой данного текста послужила "История Средних веков В 2 т." С.П.Карпова. Данный учебник находится в свободном доступе и, при желании, Вы можете ознакомиться с его текстом.

1. Средние Века
В данном разделе Вы можете прочесть о мировоззрении, образовании, течении мысли и каких-то базовых аспектах жизни.
Мировоззрение

Свернутый текст

Христианство являлось идейным стержнем культуры и всей духовной жизни Средних веков. Теология, или религиозная философия, стала высшей формой идеологии, предназначенной для элиты, образованных людей, в то время как для огромной массы неграмотных, для «простецов» идеология выступала прежде всего в виде «практической», культовой религии.
Средневековая философия формируется на базе латинской христианской мысли, вращающейся вокруг проблемы взаимосвязи Бога, мира и человека. Специфика средневекового сознания диктовала то, что ни один даже самый радикальный мыслитель не отрицал и не мог отрицать превосходства духа над материей, Бога над миром. Однако трактовка проблемы соотношения веры и разума была отнюдь не однозначной.
XI век — время рождения схоластики как широкого интеллектуального движения. Схоластика — философия, вырастающая из теологии и неразрывно с ней связанная, но не тождественная ей. Сущность ее — осмысление догматических посылок христианства с рационалистических позиций и с помощью логики.
XII столетие иногда называют «средневековым ренессансом». Именно тогда происходит рост интереса к античному наследию, упрочение рационализма, возникает европейская светская литература, в массовой религиозности происходит индивидуализация веры; зарождается особая культура поднимающихся городов.
В XII в. из противоборства различных направлений в схоластике выросло открытое сопротивление авторитету церкви
В философии нарастание интереса к греко-римскому наследию выражается в более углубленном изучении древних мыслителей. На латинский язык начинают переводиться их сочинения, прежде всего произведения Аристотеля, а также трактаты Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена и других античных авторов, сохранившиеся в греческих и арабских рукописях.
Для судьбы аристотелевой философии в Западной Европе существенное значение имело то, что она была как бы заново усвоена не в ее первоначальном виде, а через византийских и особенно арабских комментаторов. Однако аристотелизм в Европе настолько стремительно набирал силу, что к середине XIII в. церковь оказалась бессильной перед этим натиском и встала перед необходимостью ассимилировать аристотелевское учение.
В XIV в. ортодоксальная схоластика, утверждавшая возможность примирения разума и веры на основании подчинения первого откровению, была подвергнута критике. Недовольные учением требовали решительного разграничения сферы веры и разума, теологии и философии. Теологии отказывалось в праве вмешиваться в область философии и опытного знания.  Схоластика вырождалась в абстрактную игру слов. Словесная эквилибристика, потерявшая позитивный смысл, окончательно скомпрометировала ее.
почти все письменные источники Средневековья, дошедшие до нас, созданы в рамках «официальной», или «высокой», культуры. Народная культура была бесписьменной, устной. Обнаружить ее можно только собирая данные из источников, которые дают их в своеобразном преломлении, под определенным углом зрения
Взаимоотношения двух миров — земного и небесного — проблема, занимавшая средневековое сознание на всех его уровнях. Средневековое сознание стремится более к синтезу, чем к анализу. Его идеал — целостность, а не множественное разнообразие. Крестьянин часто рассматривал землю как свое продолжение. Средневековым человеком мир не столько осваивался, сколько присваивался, делался своим в тяжкой борьбе с природой.
Иным, чем в современную эпоху, было и представление о времени. В рутинной, медленно развивающейся цивилизации Средневековья временные ориентиры были расплывчаты, необязательны.
Точное измерение времени распространяется лишь в позднем Средневековье. Личное, бытовое время человека двигалось как бы по замкнутому кругу.
В Средние века восприятие человеческих возрастов также отличалось от привычных для современного человека: ведь общество было более молодым, продолжительность жизни была невелика. Человек, перешагнувший рубеж сорокалетия, считался стариком.
Средневековье не проявляло особого внимания и глубокой эмоциональности в отношении к детям, столь характерных для нашего времени. Даже в средневековой скульптуре, например, младенцы представлялись с лицами и фигурами взрослых. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, игры, с нею связывались представления о жизненной магической силе. Юношеский разгул был узаконен в средневековом обществе, которое в целом в своих моральных установках тяготело к трезвости и целомудрию. Вступление же во взрослую жизнь требовало от молодежи отказа от подобных вольностей, энергия юности должна была устремиться в традиционное социальное русло и не выплескиваться из берегов.
В отношениях между людьми огромное значение придавалось их форме. Отсюда вытекало требование скрупулезного следования традиции, соблюдения ритуала. Детализированный этикет — тоже порождение средневековой культуры.
В XIV—XV вв. происходят большие перемены в народной культуре и ментальности Западной Европы. По мере все большей секуляризации общества распространяются идеи, что некоторые области жизни, прежде всего политика, должны и могут избегнуть руководства со стороны церкви. Усугубляется «драма непонимания» между церковью и народом.
Бедствия и эпидемии, поразившие Европу в XIV—XV вв., привели к резкому обострению переживания людьми идей смерти, Страшного суда, искупления грехов через аскетизм, страдания, самоистязания.
Важной чертой духовной жизни XIV—XV вв. были рост и укрепление национального самосознания народов Европы и возникновения новых представлений об обществе. Именно в этот период появляются и закрепляются такие понятия, как граница, народ—нация. Представления о национальном единстве, своей связи с родной страной основываются уже не на признании власти того или иного короля, а как осознание общих исторических судеб народа. Более глубоким и личным становится чувство патриотизма. Складываются и осознаются наиболее характерные черты, свойственные разным народам.

Образование

Свернутый текст

Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. Грамматика считалась «матерью всех наук», диалектика давала формально-логическое знание, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. «Математические дисциплины» — арифметика, музыка, геометрия и астрономия — мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.
С XI в. начинается устойчивый подъем средневековых школ, система образования совершенствуется.  С ростом городов набирают силу школы, не подвластные юрисдикции церкви. Учащимися церковных школ были бродячие школяры — происходившие из городской, крестьянской, рыцарской среды, низшего клира.
Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Религиозное по содержанию, по форме образование носило словесно-риторический характер. Зачатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической интерпретации. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. были цехи.
В XII—XIII вв. Западная Европа переживала экономический и культурный подъем. Развитие городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, прежде всего византийской и арабской, послужили стимулами совершенствования средневекового образования. Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались университеты.
К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией, которая даровалась ему специальными документами государя или папы. Внешняя независимость университета сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни.
Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистический, на котором в полном объеме изучались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский (не во всех университетах). Крупнейшим университетом был Парижский. Студенты Западной и Центральной Европы устремлялись также для получения образования в Испанию и Италию. Школы и университеты Кордовы, Севильи, Саламанки, Малаги и Валенсии давали более обширные и глубокие знания по философии, математике, медицине, астрономии, а Болоньи и Падуи — по праву. В XIV—XV вв. география университетов значительно расширяется.
Университеты ускорили процесс складывания в Западной Европе светской интеллигенции. Они были настоящими питомниками знаний, играли важнейшую роль в культурном развитии общества. Однако к концу XV в. происходит некоторая аристократизация университетов, все большее число студентов, преподавателей (магистров) и профессоров университетов составляют выходцы из привилегированных слоев общества.
С развитием школ и университетов расширяется спрос на книгу. В раннем Средневековье книга была предметом роскоши.
Книги писались на пергамене — специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались с помощью тонких крепких веревок и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, порой украшенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами — инициалами, заставками, а иногда — великолепными миниатюрами. С XII в. книга становится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. С XIV в. в производстве книг начинает широко применяться бумага. Процесс производства книги упрощается и унифицируется, что было особенно важно для подготовки книгопечатания, появление которого в 40-х годах XV в. сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло за собой существенные перемены в культурной жизни.
До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII—XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.
К XIII в. обычно относят зарождение интереса к опытному знанию в Западной Европе. До той поры здесь преобладало отвлеченное, основанное на чистом умозрении знание, часто бывшее весьма фантастическим по содержанию. Между практическим знанием и философией лежала пропасть, казавшаяся непреодолимой. Естественно-научные методы познания не разрабатывались. Преобладали грамматические, риторические и логические подходы. Связь с материальным миром осуществлялась через посредство громоздких, нередко фантастических абстракций. Своеобразный пример этого давала алхимия.
Средневековому человеку мир казался познаваемым, но исполненным необычных вещей, населенным диковинными существами, вроде людей с песьими головами. Грань между реальным и высшим, сверхчувственным миром зачастую стиралась. Однако жизнь требовала не иллюзорных, а практических знаний.
В XII в. определенный прогресс наметился в области механики и математики. Это вызвало опасения ортодоксальных богословов, которые прозвали практические науки «прелюбодейными». В Оксфордском университете переводились и комментировались естественно-научные трактаты ученых древности и арабов.
«Познавательным энтузиазмом» были охвачены различные слои общества. В Сицилийском королевстве, где процветали различные науки и искусства, широко развернулась деятельность переводчиков, обратившихся к философским и естественно-научным сочинениям греческих и арабских авторов. Под покровительством сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый «Салернский кодекс» Арнольда да Вилланова. В нем давались разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различных растений, ядов и противоядий и т.п.
Алхимиками, занятыми поисками «философского камня», способного превратить недрагоценные металлы в золото, побочно был сделан целый ряд важных открытий: изучены свойства разнообразных веществ, многочисленные способы воздействия на них, получены различные сплавы и химические соединения, кислоты, щелочи, минеральные краски, созданы и усовершенствованы приборы и установки для опытов: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации и дистилляции и т.п. Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть Западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей «Книге», которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках. В XIV—XV вв. появляются довольно многочисленные описания различных земель, сделанные путешественниками, совершенствуются карты, составляются географические атласы. Все это имело немаловажное значение для подготовки Великих географических открытий

Рыцарская культура

Свернутый текст

Яркой и столь часто романтизировавшейся впоследствии страницей культурной жизни Средневековья была рыцарская культура. Ее создателем и носителем являлось военно-аристократическое сословие, зародившееся еще в раннем Средневековье и достигшее расцвета в XI—XIV вв.
Верность сеньору составляла ядро рыцарских норм поведения. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом, влекли за собой исключение из корпорации.
Война была профессией рыцаря, но постепенно рыцарство начало себя считать вообще поборником справедливости. На деле справедливость понималась своеобразно и распространялась лишь на узкий круг людей, нося четко выраженный сословно-корпоративный характер.
Рыцарский кодекс требовал от того, кто должен ему следовать, множества достоинств.
С рыцарством связано возникновение куртуазной (придворной) культуры, особого стиля поведения, быта, выражения чувств. Культ дамы стал важнейшим элементом. Избраннице сердца поклонялись как богине, ее воспевали в прекрасных стихах, в ее честь совершали рыцарские подвиги.
В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Храбрость, щедрость, благородство, о которых мало кто знал, не имели цены. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.
В XII в. поэзия поистине становится «повелительницей» европейской словесности. Рыцарская литература была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала. Обратная связь была настолько сильной, что средневековые хронисты, описывая сражения или подвиги реальных людей, делали это в соответствии с образцами из рыцарских романов, которые, возникнув в середине XII в., за несколько десятилетий стали центральным явлением светской культуры. Они создавались на народных языках, действие развивалось как череда приключений-авантюр героев.
Один из распространенных мотивов рыцарского романа — поиски святого Грааля — чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь Христа. Грааль стал символом высшей духовности.
В XIV в. в идеологии рыцарства начинает нарастать болезненный разрыв между мечтой и действительностью. По мере того как значение военного сословия уменьшалось, рыцарские романы все более утрачивали связь с реальной жизнью. Их сюжеты становились фантастичнее и неправдоподобнее, стиль вычурнее, усиливались религиозные мотивы.
Кастовая замкнутость проявилась в создании в XIV—XV вв. различных рыцарских орденов, вступление в которые обставлялось пышными церемониями. Игра подменяла реальность. Упадок рыцарства выразился в глубоком пессимизме, неуверенности в будущем, прославлении смерти как избавления.

Город

Свернутый текст

С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко проявились в развитии городской литературы, которая с самого начала своего возникновения создавалась на народных наречиях в противоположность господствовавшей церковной латиноязычной литературе.
В XII—XIII вв. религиозность масс переставала быть по преимуществу пассивной. Огромное «молчащее большинство» из объекта церковного воздействия начинало превращаться в субъект духовной жизни. Определяющими явлениями в этой сфере становились не богословские споры церковной элиты, а бурлящая, чреватая ересями народная религиозность. Возрастал спрос на «массовую» литературу, которой в то время были жития святых, рассказы о видениях и чудесах.
Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные новеллы, басни, шутки. Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой образностью. В них высмеивались алчность духовенства, бесплодие схоластической премудрости, кичливость и невежество феодалов и многие другие реалии средневековой жизни, противоречившие трезвому, практическому взгляду на мир горожан.
Носителями духа протеста и свободомыслия были бродячие школяры и студенты — ваганты. В среде вагантов сильны были оппозиционные настроения против церкви и существующих порядков, характерные и для городских низов в целом
К XIII в. относится зарождение городского театрального искусства. Церковные мистерии, которые были известны значительно раньше, под влиянием новых веяний, связанных с развитием городов, становятся более яркими, карнавальными  Их организация переходит от клириков к ремесленным цехам и торговым корпорациям. Мистерии разыгрываются на городских площадях и, несмотря на библейские сюжеты, носят злободневный характер, включая комедийный и бытовой элементы.
XIV—XV века — время расцвета средневековой гражданской архитектуры. Для богатых горожан сооружаются большие красивые дома. Замки феодалов тоже становятся более комфортабельными, постепенно утрачивая значение военных крепостей и превращаясь в загородные резиденции. Преображаются интерьеры замков, их украшают коврами, предметами прикладного искусства, изысканной утварью. Развивается ювелирное искусство, производство предметов роскоши. Более разнообразной, богатой и яркой становится одежда не только знати, но и состоятельных горожан.

etc.

Свернутый текст

Сильны были факторы смертности — знаменитая «триада бедствий»: болезни, войны, голод.
Наиболее опасными болезнями, нередко со смертельными исходом, были туберкулез, сибирская язва, желтуха, малярия, дизентерия, брюшной тиф, венерические болезни. Немалые страдания приносили малокровие, трахома, ревматизм, кожные поражения, паразиты. Женщины часто погибали от родов, дети — от рахита и других детских болезней. Эпидемии чумы, оспы, холеры подчас принимали общеевропейский характер, опустошали население целых районов. Каждое столетие было отмечено пандемиями. Известны тяжелые последствия эпидемий чумы и оспы в VI в.,т рагические результаты «черной смерти» — бубонной чумы 1348—1352 гг., которая унесла в разных странах от четверти до половины населения. Эпидемиям способствовала антисанитария, особенно в городах с их скученностью.
Средневековые документы свидетельствуют о хроническом недоедании основной массы населения и гибели многих людей от голода. Описаны катастрофические, доводившие до людоедства голодовки в XI в. в разных районах Германии было до 62 голодных лет. В среднем по Западной Европе были голодными каждые 3—6 лет.
В условиях прямой зависимости от природы любое стихийное бедствие — ураган, засуха или излишние осадки, пожар или наводнение, размножение вредителей или эпизоотия — вызывало неурожай, падеж скота и как следствие — голод. Создавать же и хранить запасы продовольствия при тогдашних низких урожаях, отсутствии консервантов, высоких рентах и налогах не представлялось возможным.
Средняя продолжительность жизни составляла примерно 40—45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Треть детей не доживала до 12—15 лет (возраст совершеннолетия и брачности), из них большая часть умирала до года. До 50 лет доживало менее четверти людей, в основном из более состоятельных слоев. Нередко до половины мужчин оставалось вне брака: воины, монахи, работники
Численность населения увеличивалась медленно. В V в. Она пережила резкий спад, с VII в. начала восстанавливаться. К XI в. Численность населения продолжала медленно увеличиваться до конца XIII в., а в середине XIV в. Резко упала в результате «черной смерти», затем пострадала от Столетней и других войн, крупных восстаний. Лишь к началу XVI в. Был достигнут доэпидемический уровень
К началу Средних веков следы деятельности человека почти не сказались на экологии Западной Европы. Ее ландшафты, почва, флора, фауна были представлены практически в исконном богатстве и разнообразии. Умеренный и субтропический пояса, обнимающие основную территорию континента, были благоприятны для земледелия, скотоводства и занятия многими промыслами.
Выходы к морям и океанам, изрезанные берега, обилие внутренних вод способствовали развитию городов и торговли, водного транспорта, мореплавания, рыболовства, внутренних и внешних связей Западной Европы. Особенно велико было историческое значение Средиземного, а с VIII в. — и Балтийского морей как центров двух основных торговых зон эпохи, а также рек
В Средние века совершенствование орудий и технологий производства происходило медленно, путем накопления и прямой передачи практического опыта и весьма неравномерно. В сельском хозяйстве быстрее совершенствовались пахотные орудия, но в целом сельскохозяйственные инструменты принципиально мало изменились вплоть до новейшего времени. Неизмеримо быстрее развивались ремесленные инструменты. Скачок здесь произошел с развитием городов и горно-металлургического дела. Преимущественно делом обрабатывающего производства стали служить и первые механизмы (мельничные и часовые передачи, подъемные приспособления и др.). Конечно, применение механизмов было ограниченным, а коэффициент их полезного действия — невысоким из-за примитивности двигателей (мускульная сила людей и животных, сила воды и ветра). Однако распространение механизмов содействовало развитию соответствующих отраслей производства и эволюции техники. По сложности инструментов и технологии, по разделению труда лидировала металлообработка. Кузнецы многих специальностей изготовляли предметы непосредственного потребления, орудия труда и войны. Общественная важность ремесла придала кузнецам особый авторитет и ореол. В раннее Средневековье их искусство считали чуть ли не колдовством и не низким занятием даже для коронованных особ.
При ручной, медленно изменяющейся технике прогресс производства сильно зависел от организации труда, форм объединения и разделения функций в самом процессе производства.
В Средние века преобладал мелкий, индивидуальный, раздробленный и поэтому комплексный труд. В сельском хозяйстве индивидуальный труд обычно сочетался с простым кооперированием, когда группа людей одновременно совершала однородную работу.
Орудия труда и оружие стоили дорого, служили долго. Их берегли, передавали по наследству, воспевали. Ощущая средства созидания и войны как продолжение себя, люди наделяли их чудесными, сверхъестественными свойствами и личными именами, окружали сложной символикой.

Начало Возрождения

Свернутый текст

Культура Возрождения в Европе охватывает период от
40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она зарождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV—XV вв. наиболее полно раскрылись возможности феодализма, что было связано прежде всего с широким распространение товарно-денежных отношений. Начали зарождаться раннекапиталистические элементы.
Богатый, процветающий итальянский город стал основой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности, отвечавшей потребностям общественного развития. Крупное купечество городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на сооружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на образование детей, создание домашних библиотек и т.п. Это увеличивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях.
Успех на государственной службе во многом определялся тогда совершенным знанием латинского языка (в XIV—XV вв. он оставался официальным языком внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Для городской верхушки в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространением начального образования в школах, а также профессионального обучения в лавках ремесленников и торговцев.
Интенсивная жизнь итальянского города давала мощные импульсы развитию светской культуры Возрождения, решительно отходившей от церковно-схоластической традиции Средневековья, оплотом которой оставались монастырские школы и университеты.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Рост светских настроений, интерес к земным деяниям человека — важный идейный фактор, оказавший влияние на возникновение и дальнейшее формирование культуры Возрождения.
Задачей деятелей новой культуры стало восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой античности, во многом утраченной в VI—XI вв. и лишь частично возрождавшейся в XII—XIII вв.
Достижения древних ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов послужили образцом, точкой отсчета для творцов культуры Возрождения, которые стремились не только подражать своим предшественникам, но и превзойти их. У культуры Возрождения были и средневековые корни — светские традиции городской, народной, рыцарской культуры
По своей сущности культура Возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому.
Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, литературе, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества, хотя в большей мере — образованной и состоятельной его части. К новой культуре проявляли интерес и материально стимулировали ее развитие представители крупного купечества, феодальной знати, городского патрициата, правители итальянских, а с конца XV в. и других европейских государств.
Идейной основой ренессансной культуры стал гуманизм, светски-рационалистическое по своей главной направленности мировоззрение.
Гражданский гуманизм. В первой половине XV в. Гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия),
Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов риторики, поэтики, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитарные дисциплины. Широкое хождение получают тексты античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения.
Происходит и идейное разделение гуманизма, в нем намечаются различные направления. Одним из ведущих направлений
В первой половине XV в. стал гражданский гуманизм. Этому направлению был свойствен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливости, служения обществу и патриотизма, характерные для гражданского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действительности.
Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников.

Человек по природе творец, его высшее призвание быть устроителем своего земного бытия. Разум и знания, добродетель и творческий труд — вот силы, помогающие бороться с превратностями судьбы и ведущие к счастью. А оно — в гармонии личных и общественных интересов, в душевном равновесии, в земной славе, венчающей истинное творчество и добрые дела.

Во второй половине XV в. в итальянском гуманизме складывается еще одно направление — флорентийский неоплатонизм, развивавшийся в рамках деятельности Платоновской академии, своеобразного литературно-философского центра Флоренции.
Характерные черты этого направления в гуманизме — культ разума и знания, осмысление социальной роли науки, интерес к философско-теологической проблематике, определению места человека в мире. Здесь широко раздвигались горизонты человеческого познания; в мощи пытливого ума человек, чьей мысли подвластен мир, сближался с Богом.
Основные черты гуманистического мировоззрения.
Гуманизм XV в. не исчерпывается рассмотренными направлениями. Многие гуманисты лишь частично разделяли идеи гражданского гуманизма или флорентийских неоплатоников. имела Основу Гуманистической идеологии составляли принципы ,которые разделяло большинство гуманистов. Это — понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, утверждение права личности на свободное развитие ее способностей, на приобретение знаний, обогащающих разум, на борьбу за счастье в земной жизни. Все гуманисты сходились в признании высокой нравственной роли труда, ценили творческую, созидательную мощь человека. Именно в труде, деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. В этом новом взгляде на человека и его возможности четко выявлялся антифеодальный характер гуманистической идеологии. В гуманизме не было места уничижению человека, неверию в силу его разума, в его творческие способности, пониманию труда как наказания, а мирской жизни — как юдоли греха и печали, словом, всего, что было свойственно официальной церковно-феодальной идеологии. Гуманисты были последовательны в критике сословных представлений, они отвергали понимание благородства как атрибут знатного происхождения, связывая эту этическую категорию с нравственным совершенством и доблестными деяниями самой личности.
Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство с гражданственных позиций: богатство приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни его членов, В отличие от средневековой традиции они не считают бедность атрибутом нравственной жизни. Бедность так же, как богатство, если неразумно им распоряжаться, может толкнуть человека к преступлениям
Гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Антропоцентризм, стремление поставить человека в центр Вселенной, рационализм (акцент на знании, а не на вере в познании им самого себя и окружающего мира), светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающая радость земного бытия и зовущая к творческой активности, наконец, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию — все это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от средневековых традиций
В педагоге сложилась новая теория воспитания и образования и новая методика преподавания. Педагогика ставила целью воспитание свободной, высоконравственной личности, всесторонне развитой, способной раскрыть все свои природные задатки в творческом труде на благо себе и обществу. Обучение строилось на основе уважения к личности ученика, отказа от начетничества, привития навыков самостоятельного мышления.
Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Переводы сочинений античных авторов по медицине, математике, астрономии расширили основу, на которую опиралось естествознание в XV в. Технические изобретения стимулировали прогресс в области наук о природе, которые к концу XV в. уверенно набирали силу. Особенно заметными были успехи математики — они находили применение не только в самом естествознании, но и в практике коммерческого делопроизводства. Успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении сделали возможными длительные морские экспедиции, приведшие уже в конце XV в. к первым географическим открытиям.
Качественные сдвиги произошли и в области медицины, опиравшейся на эксперимент, начавшей практиковать препарирование трупов, чему многие столетия препятствовала церковь.

Свернутый текст

В XIV—XV вв. экологическая, демографическая и политическая ситуация была исключительно сложной. С конца XIII в. Началось похолодание, стало ощущаться ухудшение почв в старопашенных районах. В середине XIV в. разразилась эпидемия «черной смерти», затем чума неоднократно повторялась. Эпидемии, большие войны и восстания, характерные для этого периода, породили кризисную ситуацию в сельском хозяйстве. Во многих странах наблюдались забрасывание пашен, нехватка рабочих рук, падение урожая и рент, повышение цен на продукты питания и сырье. Выход из аграрного кризиса был достигнут путем значительной хозяйственной перестройки: развития наиболее товарных сфер сельского хозяйства, новой организации землепользования и труда в поместьях, более интенсивного использования природных ресурсов, особенно промышленного значения. Перестройка сопровождалась значительным числом изобретений в области орудий труда, особенно механизмов, и — впервые — заметными проявлениями роли науки.
В течение XIV—XV вв. появились кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок (для расточки деревянных водопроводных труб), колесный домкрат, подъемный кран, землеройная машина (в том числе для прокладки и очистки каналов), огромные плющильные молоты. Эти механизмы, прочные, удобные и простые в употреблении, хотя не имели из-за отсутствия механических двигателей высокого коэффициента полезного действия, все же были многократно производительнее ручного труда. Появился и первый автомат: механические часы. Собственно, колесные часы с боем были изобретены еще в XII в., через столетие были изготовлены первые часы с гиревым механизмом, еще через столетие — башенные часы (в Милане и английском аббатстве Гластонбери). В XV в. нюрнбергский мастер П. Хенляйн сделал первые карманные часы. Совершенствуются и ручные орудия труда. Стандартизация технологии позволила унифицировать отделку тканей, в частности сукон . Появилась плотная и тонкая керамика — предшественница европейского фарфора. Началась систематическая шлифовка драгоценных камней, осваивается применение шлифовальных линз для очков и алмаза для резки стекла. В XIV в. уже строят домны, позволяющие варить чугун. Расширяется применение цветных металлов и их сплавов (латунь и др.). Храмы увенчиваются огромными куполами. Появляется цемент, стальные иглы, кареты и современная телега, водолазный колокол для подводных работ, канализация в нескольких городах. Шахты углубляются до 500 м. Появляется паром с бортовыми колесами, который может идти по реке против течения.
Распространяется бумага из тряпичного сырья. Первые книги из нее делали еще в XII в., королевские документы — в XIII в., тогда же стали штамповать текст. В последней трети XV в., с изобретением книгопечатания, появилась современного вида книга.
Огромные сдвиги произошли в военном деле: появились чешуйчатые доспехи, новые арбалеты и др. Но подлинную революцию совершило изобретение огнестрельного оружия, действие которого основано на использовании пороха. В Западную Европу порох принесли испанские арабы еще в конце VII в., он применялся для подрыва укреплений. В XII в. те же арабы изобрели индивидуальное огнестрельное оружие, которое распространилось в XIV в. В начале XIV в. впервые в массовом масштабе были использованы примитивные пушки. Затем их поставили на корабли, в следующем столетии сделали пушки из чугуна и поставили на подвижные лафеты, изобрели фитильный замок. Внедрение огнестрельного оружия совершенно изменило военное дело — тактику боя, состав армий, их снаряжение, характер фортификаций. Начало падать значение рыцарского войска, что подорвало военную роль рыцарства. Изобретение способа солить рыбу (на которую был очень большой спрос) необыкновенно расширило с XIV в. рыболовецкий и соляной промыслы, рыботорговлю, а также объем торгового флота и перевозок.
В мореплавании началось систематическое применение лоций (и возникает профессия лоцмана), совершенствуются якоря, рули и парусное оснащение. Компас и другие навигационные приборы повсеместно внедряются в навигацию. Переворот в судостроении произвело появление каравеллы — многомачтового корабля со сложным и разнообразным снаряжением, способного совершать далекие океанские путешествия. Так, в XV в. была создана техническая основа Великих географических открытий.
В лабораториях производят сложные опыты по взаимодействию химических веществ, их возгонке и очищению. Заново открывают рецепт мыла (утерянный в VI в.). К XV в. уже умели изготовлять кислоты, соли, щелочи, аммиак, скипидар, олифу, эфирные масла, составлять краску для художников
Составляются обширные энциклопедии, отражающие сумму знаний тогдашнего мира. В XIV—XV вв. наука, имеющая преимущественно экспериментальный характер и опирающаяся на опыт, в том числе производственный, сделала в Западной Европе большие успехи.
В передовых отраслях ремесла, где применялись механизмы, объединялись усилия многих людей и вкладывались значительные средства, возникли новые формы организации труда: паевые товарищества (горно-металлургический промысел, книгопечатание), артель с подрядчиком (строительство), подчинение низших цехов высшим и раздаточная система, ранние мануфактуры (ткачество, сукноделие, изготовление пушек и др.).
В XIV—XV вв. увеличился вклад в материальную культуру ряда регионов, по разным причинам отстававших в предшествующий период (в частности, Португалии, Скандинавских стран). За счет регулярных торговых и прочих связей неизмеримо возросла передача опыта. Материальная культура — быт, орудия, приемы и навыки, организация труда, оружие, украшение, одежда, книги и т.д. — все быстрее универсализируется, хотя этот процесс пока заметен лишь на уровне феодалов и бюргерства, мало захватывает крестьян.
Медленно, но все же уменьшалась прямая зависимость человека от природы. Например, с развитием коммуникаций появилась возможность получать привозное сырье, продукты питания, предметы быта. Сужение возможностей природной среды сопровождалось расширением вторичной среды. Рост народонаселения стимулировал освоение природных ресурсов и разделение труда; благоприятная природная и общественная ситуация, в свою очередь, способствовала увеличению рождаемости
В раннее и развитое Средневековье природные факторы до известного предела доминировали над технической оснащенностью общества, а непосредственный опыт — над научным обобщением.